- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Руководство
- Педагогический состав
- Материально техническое обеспечение и оснащеность образовательного процесса. Доступная среда
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Образовательные стандарты и требования
- Новости
- Информация
- Консультации специалистов
- Наши достижения
- Страничка логопеда
- Приемная руководителя
- Дорожная безопасноть
- Инновационный проект
- Обучение родителей
- Прием детей
- Зачисление воспитанников МДОАУ ЦРР - д/с № 14 г. Зеи 2022 г
- Минпросвещения изменило порядок перевода детей
- Постановление "О внесении изменений в Положение об установлении размера,порядка установления,поступления и расходования платы взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, в муниципальных образовательных учреждениях, реализ
- Прием - 2021. Четыре изменения, о которых надо знать
- "Нет" жестокому обращению с детьми
- Информационная безопасность
- Независимая оценка качества
- Питание
- Концепция создания обучающих программ по вопросам здорового питания
- Организация питания в МДОАУ ЦРР - д/с № 14 г. Зеи
- Перечень ЮЛ и ИП, поставляющих пищевые продукты и продовольственное сырье
- План график контроля по питанию в МДОАУ д/с №14 г. Зеи, 2023 год
- Положение и приказ о бракеражной комиссии
- Положение и приказ "Об организации питания МДОАУ ЦРР д/с № 14 г.Зеи
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 27.10.2020 № СанПиН 2.3/2.4.3590-20, 32, 2.3/2.4.3590-20, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Главного государственного санитарного врача России от 27.10.2020 № СанПиН 2.3/2.
- Приказ о родительском контроле ПРОГРАММА (ПЛАН) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при осуществлении образовательной деятельности
- Программа по формированию культуры здорового питания воспитанников
- Региональная программа по формированию здорового питания обучающихся
- СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПИТАНИЮ
- Семинар для родителей "Здоровое питание"
- Совет по питанию
- Советы родителям
- ЦИКЛИЧНОЕ МЕНЮ
- Страничка педагога
- Винокурова Наталья Александровна
- Журавлева Кристина Маратовна
- Иотко Анна Владимировна
- Ковалева Анна Сергеевна
- Константинова Кристина Евгеньевна
- Курочкина Елизавета Николаевна
- Малюта Оксана Валерьевна
- Медведева Анастасия Сергеевна
- Миронова Светлана Владимировна
- Морозова Наталья Анатольевна
- Носова Ольга Сергеевна
- Пахомова Елена Александровна
- Прудникович Анна Владимировна
- Пятакова Алена Сергеевна
- Рыбакольникова Валентина Григорьевна
- Севостьянова Светлана Сергеевна
- Суворова Анастасия Эдуардовна
- Тимофеева Татьяна Викторовна
- Тюрюханова Елена Валериановна
- Часовникова Ирина Александровна
- Шурыгина Наталья Константиновна
- Якушенко Анна Максимовна
- Дистанционная работа
- Инклюзивное образование
- Навигатор дополнительного образования
- Противодействие коррупции
- Профилактика вирусных заболеваний
- Анкетирование родителей
- Безопасность
- Безопасность от эктремизма и терроризма
- Бюрократическая нагрузка на педагогов
- Воспитатель года города Зея
- Для детей
- Для родителей
- Инновационная деятельность
- Наставничество
- Региональная стажировочная площадка Амурской Области
- Сетевое взаимодействие
- Современное занятие (НОД): работаем по ФГОС ДО. 2022 г.
- ФОП ДО
Игры для неговорящих детей
Ваш ребенок никак не может заговорить? Значит, нужно ему
помочь. Дорогие родители, если вы сами хотите проводить занятия со своим
ребенком – замечательно! Мы постараемся немного помочь вам в этом.
Одно из главных условий развития речи – непрерывность, поэтому важно не
только регулярно заниматься со специалистом, но и дома каждый день
находить время для заданий для запуска речи.
Родители должны запомнить, прежде чем приступать непосредственно к
развитию речи малышей, необходимо запомнить ,что слуху и дыханию
принадлежит ведущая роль в процессе овладения речью ,в этом вам помогут
простые игры, в которые ваш малыш будет играть с удовольствием вместе с
вами.
Игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через
совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых
упражнений, чтобы ребенок мог легко их освоить и постоянно находился в
ситуации успеха.
Необходимо запомнить, что ребенок может продуктивно заниматься только
тогда, когда ему по -настоящему интересно, кроме тог, активизация речи
ребенка требует наглядности, яркости и игровой формы, играйте с детьми и
сразу увидите результат. Игры должны быть 2-3 минуты, не более, проводить
нужно их эмоционально и только тогда, когда у ребенка есть желание. Это
главные условия вашего успеха!
Каждый неговорящий ребенок требует к себе особого подхода. Поэтому
важно создать условия, в которых бы у него появилось желание произнести
звуки, звукоподражания, слова неоднократно. Хочу вам представить вам
несколько игр, которые можно эффективно использовать с неговорящими
детьми.
➢ Игры с матрешками.
Матрешка – нужная и полезная игрушка. Играя с матрешкой, мы тренируем
моторику, развиваем логику и память, учим ребенка открывать и закрывать
матрешки, расставлять по величине, считать, прятать в них предметы.
Одновременно отрабатываем слова: Кто? Бабка, дед. Где бабка? Вот. Куда
поставить? Сюда. Кто самый большой? Баба.
➢ Игры с перчаточными куклами.
Эффективным игровым приемом является использование перчаточных
кукол. Дети с удовольствием выполняют артикуляционную гимнастику
вместе с куклами, с удовольствием включаются в игру. Например,
игра с собакой.
Предлагаем ребенку помочь собаке выбрать съедобное в тарелочку,
а не съедобное в корзинку. При этом работаем со словами ДА, НЕТ.
Показываем и спрашиваем: Это съедобное? Да. А это съедобное? Нет.
Когда ребенок выполняет задание, мы предлагаем накормить собаку.
Как ест собака? Ням-ням, ам-ам.
➢ Игры с музыкальными инструментами.
Музыкальные инструменты вызывают большой интерес у детей, они с
удовольствием на них играют, учатся различать их на слух,
отрабатывать ритм. Кроме этого развиваем слуховое внимание.
Например, в игре со звоночками называю цвета в определенной
последовательности (красный, зеленый, жёлтый), задача ребенка
нажать на звоночки в заданной последовательности.
➢ Игры с водой.
Вода притягивает детей. Игры с водой стабилизируют эмоциональное
состояние любого ребенка, развивают тактильно-кинестетическую
чувствительность, мелкую моторику рук. Благодаря играм с водой
легче установить контакт с неговорящим ребенком, вызвать первые
звуки и звукоподражания (кап-кап, буль-буль).
Например, игра «Разноцветные лягушки». Задача ребенка помочь
лягушкам прыгнуть в воду. Здесь мы работаем со звукоподражанием
ква-ква, бульк, закрепляем слово «вот» при ответе на вопрос где
зеленая лягушка? Эта игра всегда вызывает у детей массу эмоций:
радость, смех.
➢ Игры с дорожками.
Для развития общей моторики, координации движений, ловкости
использую разнообразные дорожки: из фетра со следами, из массажных
ковриков. Задача ребенка прыгать и выполнять определенные
действия: например, называть, кого он встретил на дорожке (волка –
ууу, мишку – топ-топ, уточку – кря-кря), прыгать и нажимать на
звоночек (дзынь-дзынь), ударять по ладошке (хлоп-хлоп).
Используя дорожку – координационную лестницу отрабатываем
произношение звуков А, О. Задача ребенка прыгнуть, позвонить в
колокольчик, произнести звук А, затем опять прыжок, переложит
колокольчик в другую руки и произнести звук О.
Таким образом, использование на занятиях игровых приемов, создание
разнообразной развивающей среды стимулирует речевую активность
детей и формирует мотивацию к занятиям. Используйте эти игры!
Придумывайте свои! И ваш ребенок обязательно заговорит!
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДОМА
Консультация для родителей
Когда рождается ребёнок, он ещё не умеет говорить, и его плач — это
первый способ коммуникации с окружающим миром. Именно в этот момент
зарождается речь! Сначала малыш просто слышит слова, понимает их
значение, а уже потом старается произнести их. Если у ребёнка возникают
трудности с речью, на помощь приходит логопедия — наука о нарушениях
речи и способах их исправления.
Даже если вы не замечаете никаких проблем с речью, то не стоит
пренебрегать консультацией логопеда. Этот специалист может дать
рекомендации по развитию речи, заметить сложности в произношении
звуков. Также советую провести логопедическую диагностику будущему
первокласснику, чтобы избежать возможных трудностей в школе.
Неправильное произношение звуков встречается у большинства детей.
Многие из них достаточно быстро налаживают верное звукопроизношение во
время занятий с логопедом.
Исправить речевые нарушения у ребёнка можно только совместными
усилиями специалистов и родителей. Ведь даже самые лучший логопед не
исключает домашней работы. Потому для достижения наилучшего эффекта
занятия должны проходить регулярно и системно.
Самым трудным является заинтересовать ребенка. И это очень серьезная
задача. Ведь усадить маленького непоседу не так и просто. Но и не
обязательно его усаживать, можно заниматься с ребенком, когда он играет в
своем шалашике или прыгает по дивану. Занятия должны проходить в
игровой форме. Тогда и Вам легче будет, и ребенок материал усвоит без
истерик и капризов.
Несколько советов перед началом занятий с детьми дома:
✓ Занятия должны быть первоначально короткими (5 - 10 мин.).
Далее их постепенно увеличиваем.
✓ Максимум 15-20 минут разово.
✓ Занятия должны нравиться ребенку. Не заставляйте и не настаивайте,
так можно полностью отбить у ребенка к чему-либо охоту.
✓ Лучше чаще заниматься, но понемногу. Часто выполняя одно и то же
упражнение, у ребенка формируется навык.
Существует множество игр и упражнений, которые дети выполняют с
удовольствием и которые помогают им различить и усвоить понятия «слово»
и «звуки».
Логопедические занятия для детей — занимаемся дома
Игры для развития речи:
- пальчиковые игры (игры на развитие мелкой моторики)
- артикуляционная гимнастика
- игры на развитие фонематического слуха
- стихи для развития речи и пополнение словарного запаса
-Игры на развитие речевого дыхания.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры — это один из видов развития мелкой моторики. Между
рукой человека и речевым центром мозга установлена тесная взаимосвязь.
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики
стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания,
воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную
выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь
делается более выразительной. Заниматься нужно каждый день по 5 минут,
тогда такие упражнения будут эффективны.
Пальчиковая игра «Гроза»
Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и
темпа звучания.
Взрослый читает слова игры, а ребёнок выполняет движения соответственно
тексту.
Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для языка и губ.
Язык — главная мышца органов речи. Язык необходимо тренировать и
развивать для того, чтобы он мог правильно выполнять определенные
конкретные движения, которые называют звукопроизношение.
Губы и язык должны быть гибкими и сильными. Для выполнения
артикуляционной гимнастики нужно зеркало. Ребенок должен видеть, как
работает его язык, где он расположен. Для того, чтобы довести упражнения
до автоматизма нужно постоянно упражняться. Важно выполнять
упражнения правильно, внимательно следить за положением языка.
Упражняться нужно каждый день по 5-7 минут. Желательно 2 раза в день.
Результат - правильная и четкая речь.
Игры на развитие фонематического слуха
«Найди звук»
Цель: находить слова с одним и двумя слогами.
— Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове
«цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка»,
«жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех.)
— Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.
(Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба»
— со звука «Ж», слова «забор», «замок» — со звука «З», слова «цыпленок»,
«цапля» — со звука «Ц».)
— Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша,
персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня,
абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин,
слива).
«Картина — корзина»
Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по
звучанию.
Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором
изображены: картина, ракета, лягушка.
— Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)
— Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина»
(корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета,
котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).
— Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина
(висит)?
Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три
слога.
«Едем, летим, плывем»
Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.
На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет,
автобус, троллейбус, теплоход, трамвай (рис. 4).
— Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)
— Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова
«трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в
начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слов
«троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет»,
«автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».)
— Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»).
— Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус,
трамвай.) Что плывет? (Теплоход.)
— Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала:
Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолет), В—Т (вертолет), М—О
(метро), Т—И (такси).
Стихи для развития речи — скороговорки и пополнение словарного запаса.
Скороговорки — это короткие рифмованные фразы. Скороговорки являются
наилучшими упражнениями для отработки четкости и грамотности речи.
Скороговорки увеличивают словарный запас ребенка, улучшают дикцию, а
также развивают речевой слух.
Игры на развитие речевого дыхания.
«Самолетик»
Сделайте из бумаги самолетик или бантик, прикрепите на ниточку. Держите
ниточку, малыш должен дуть на самолетик, чтобы он летал как можно
дольше. Ваша цель, чтобы выдох был как можно более долгим.
«Дерево»
Вместе сделайте дерево — бумажные полоски прикрепите к карандашу.
Теперь посмотрим, как ветерок колышет листву: пускай ребёнок дует
на дерево. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щеки,
не проглатывал и не выдыхал воздух.
«Птички»
Сделайте из бумаги птичек и поставьте их на край стола. Дуйте по очереди
с ребенком на птичек. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели
далеко-далеко. Посоревнуйтесь, чья птичка улетит дальше.
Задания и упражнения помогут ребёнку вовремя начать говорить и читать,
стать более внимательным и овладеть навыками правильного произношения
слов.
Надеюсь, что выполнение заданий доставит немало приятных минут вам и
вашему ребёнку
Консультация для родителей "Логопедические игры с мамой на кухне"
Консультация для родителей "Чем занять детей летом?"
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Поэтому прислушайтесь к моим рекомендациям:
Делайте артикуляционную гимнастику!
Тренируйте силу и длительность выдоха. Можно:
- Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
- Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
- Надувать воздушные шарики;
- Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
- Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
- Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
- Дуть на детские флюгера.
Развивайте мелкую и общую моторику:
- Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки.
- Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.
- Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы;
- Играйте с глиной, мокрым песком;
- Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель);
- Учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах.
- Рисуйте на асфальте цветными мелками.
В дождливые дни можно:
- Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
- Перебирать крупы;
- Играть с пальчиками
- Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
- Складывать простое оригами, делайте аппликации.
- Вышивать (крупным крестиком);
- Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
- Плести из бисера, бусин, резиночек;
- Лепить из пластилина, пластика, теста.
- Читать книги
Игры на отдыхе
Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже, в парке или по дороге в транспорте. Всегда можно совместить «приятное с полезным»:
«Что из чего?»
- Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала.
Например: Мясо – мясной бульон, мясной фарш, мясная котлета, мясная колбаса…
(Дерево…металл …стекло… бумага… кожа… шоколад…пластмасса…резина …)
«Пятерочка»
- Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и считай (или шагай, хлопай)
Например: Я знаю молочные продукты – Кефир раз, ряженка два, йогурт три, масло четыре, сметана пять.
(Фрукты, птицы, деревья явления природы, имена девочек и т.д)
«Пять действий»
- Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом.
Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки…
(Книга…лимон …карандаш …цветок и т.д).
«Кто больше?»
- Говорим любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная
- Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
«Подбери словечко»
- В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать:
Свежий - (воздух, огурец, хлеб, ветер);
Старый- (дом, пень, человек, ботинок);
Свежая- (булочка, новость, газета, скатерть);
Старая- (мебель, сказка, книга, бабушка);
Свежее - (молоко, мясо, варенье); и т.д.
«Вот, так магазины!»
- Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.
Например: магазин «Сладкоежка» - пирожные, торт, мороженое, конфеты, шоколад, мармелад, печенье, зефир, халва…
(«Мелодия», «Школьник», «Океан» ,«Шкатулка», «Свет» «Все для дома», «На старт!» ,«Три толстяка» и др.)
«Мир животных»
- Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела
Например: Рога есть у …оленя, лося, коровы, барана, яка…
(Лапы есть у… Копыта есть у …Перья есть у … Чешуя есть у …
Крылья есть у … Клыки есть у … и т.д.)
Проведите максимально больше времени со своим ребенком,
Приятного Вам отдыха, до встречи в новом учебном году!
Мастер-класс для родителей 1 мл.гр.
«Артикуляционная гимнастика – это важно»
Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней и верхней челюсти), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.
Родителям были показаны упражнения по артикуляционной гимнастике, которые они могу применять дома. Также норма упражнений и время выполнения.
Чтобы артикуляционная гимнастика стала увлекательным занятием, ее необходимо проводить эмоционально, в игровой форме, поэтому родителям, было показано с какими предметами они могут завлечь ребенка к выполнению упражнений (трубочка, конфетка, печенька – соломка)
Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение.
А чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например: упражнение «Трубочка»
-придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба...).
Родителям было интересно, выполняли упражнения с удовольствием.
Особенности речевого развития детей 2 — 3 лет
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.
После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же, оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия.
Поэтому родителям в это время необходимо уделять больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.
С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение с взрослыми и речь взрослых.
Развивая речь, нужно заботиться не, сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием.
А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий.
Необходимо, чтобы Ваш малыш то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами.
В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»?
Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливая его пассивный словарь.
В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные) хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.
Правильно ли говорит ваш ребенок?
Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким – то причинам часто отсутствует а детском саду.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.
Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребенка. На мой взгляд, это связано с двумя причинами:
родители не слышат недостатков речи своих детей;
взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Ребенок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему немало огорчений. Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, высмеивают одноклассника, взрослые постоянно делают замечания. В тетрадях могут появиться «необычные» ошибки. Ребенок начинает стесняться общения со сверстниками и взрослыми, отказываться участвовать в праздниках, где надо читать стихи или что-то рассказывать, неуверенно чувствует себя, отвечая на занятиях и уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно, настоятельно предъявляемые взрослыми, не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом. Таким образом, только благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей и детей нам удается добиться самого главного — хороших результатов в речевом развитии наших воспитанников.
Упражнения, способствующие формированию навыков чтения
В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия). Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.
ИГРЫ С БУКВАМИ
Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.
Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.
Можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.
Хорошо зарекомендовал себя следующий приём. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».
На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.
Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв», «Стилизованные буквы», «Наложенные буквы», «Каких букв больше?», «Узнай буквы по зеркальному изображению»
Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.)
На развитие памяти и внимания – «Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3–4, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь ещё тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определённой последовательности).
«Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.
Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
ЦВЕТНОЙ ДОЖДИК
Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см. Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные. При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями. Карандаши-спортсмены
Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.
Мыльные пузыри
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.
Чья птичка дальше улетит?
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе.
Бабочка – лети
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.
Одуванчики
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Игру можно проводить на даче или в парке. Дети дуют на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.
Чей кубик поднимется выше?
Цель: развивать диафрагмальное дыхание.
Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.
Капитаны
Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
Дети сидят полукругом. В центре на маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п..». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Вызванный ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.
Нарушение в строении органов артикуляции при миофункциональных нарушениях
Речевой аппарат – это совокупность органов, которые участвуют в звукопроизношении и образовании речи. Он состоит из 2-х отделов: центрального и периферического. К центральному относится головной мозг, а к периферическому — мышцы, кости, хрящи, связки. Поэтому, когда речь идет о нарушениях в периферическом отделе, мы говорим о языке, губах, мягком небе и нижней челюсти. Нарушение работы одного или одновременно нескольких органов речевого аппарата приводит к появлению нарушений речи.
Дефекты речевого аппарата, с точки зрения диагностики, можно разделить на 2 группы. В первую группу войдут нарушения, которые диагностируют в раннем возрасте, чаще уже в первый месяц жизни ребенка при обследовании выявляются нарушения, которые можно корректировать только хирургическим путем.
Ко второй группе относятся нарушения, диагностика которых в раннем возрасте не возможна. О их наличии становится известно во время становления речи, чаще всего в 2-2,5 года
Наиболее распространенные дефекты речевого аппарата
Дисфония (афония) – в народе называется «нарушением голоса» или «вокальное нарушение».
Заикание— это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызванное судорогами речевого аппарата.
Ринолалия (расщелина нёба) – характеризуется дефектным строением и функционированием речевого аппарата. Расщелина нёба препятствует нормальному голосообразованию. Человек с таким дефектом грубо искажает звуки, произносит слова гнусаво, у него меняется тембр голоса.
Короткая уздечка –дефект ротовой полости, который, как правило, является врожденным. При данном нарушении ребенок не может выговаривать некоторые звуки. Часто при короткой уздечке рекомендуется решение проблемы хирургическим путем, особенно в раннем возрасте, когда работа логопеда еще невозможна.
укороченная уздечка языка. обычно приводит к ограничению подвижности языка – главного артикулятора. Язык поднимается недостаточно высоко к нёбу, как это требует произношение звуков Ш, Ж, Р. Иногда нарушается произношение звуков Т, Д, С, З, Ц, Ч. Также короткая подъязычная связка способствует нарушению роста нижних передних зубов, тянет их назад, из-за чего зубы становятся углом.
Иногда причиной нарушения звукопроизношения является увеличение языка в объёме или же слишком маленький его объём, а также неправильная форма языка, которая также отрицательно влияет на артикуляцию
Дизартрия – нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, которое способствует возникновению расстройства произведения речи. При дизартрии нарушается речевая моторика, дыхание, голос и произношение звуков.
Аномалии в строении мягкого и твердого нёба:
- слишком низкое твёрдое нёбо;
- слишком высокое (готическое) твёрдое нёбо;
- расщелины мягкого и твёрдого нёба.
Аномалии в строении губ:
- расщелина верхней губы
- недоразвитие губ.
Неправильное звукопроизношение у детей с аномалиями прикуса чаще всего с тем и связано, что неправильное строение зубочелюстной системы препятствует произнесению тех или иных звуков, тем самым нанося ущерб речевому развитию. Основными признаками правильно сформированного прикуса являются: а) ровные зубные дуги; б) верхняя челюсть расположена кпереди относительно нижней; в) средняя вертикальная линия, проходящая между центральными зубами, совпадает со средней линией лица; г) коронки верхних передних зубов на 1/3 перекрывают коронки нижних передних зубов. Отклонения от этих норм являются признаками неправильно сформированного прикуса.
Консультация для родителей
ТЕМА: ” РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ”
Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух в раннем возрасте детям с речевыми проблемами, так как порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Ошибочно мнение родителей, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Практика показывает, что это, увы, далеко не так! Основной причиной ошибок при обучении школьников грамоте является низкий уровень фонематического слуха.
Для того чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Окружающие ребёнка люди должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, “не съедать’’слоги и окончания слов.
Исправление недостатков произношения заключается в постановке звуков и введении их в речь, и одновременном развитии фонематического слуха. Без полноценного восприятия звуков, без чёткого их различения, невозможно становления чистой речи.
Но даже, если ребёнок все звуки произносит правильно, он часто некоторые не различает на слух, а это в свою очередь затрудняет, а порой и искажает понимание речи, и приводит к ошибкам на письме. Поэтому можно сделать вывод: речевые нарушения легче предупредить, чем их исправлять.
Так вот, работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением и направлена на предупреждение грамматических ошибок. Формирование фонематического слуха у детей проводится на основе комплекса специально подобранных словесных игр и упражнений.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Нейропсихологические игры и упражнения очень важны в работе с детьми дошкольного возраста как в детском саду, так и дома.
Нейропсихология - это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге.
Нейропсихологические упражнения-это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при таких видах нарушений:СДВГ (гиперактивность, синдром дефицит внимания); недоразвитие речи; ЗПР (задержка психического и психоречевого развития); аутизм; ОВЗ (ограниченные возможности развития); минимальные функции мозга; недоразвитость тела; умственные и эмоциональные нарушения.
Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений - игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий -
1.повышению умственной работоспособности,
2.оптимизации интеллектуальных процессов,
3.активизации его энергетического потенциала.
4.развитию памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
5.работе над гармоничным взаимодействием полушарий;
6.активизации речи;
7.работе над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.
Каким детям необходима нейрогимнастика:
если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения; есть синдром дефицита внимания; постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память; плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения; быстро переключается с одного действия на другое; присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т.д.); быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;есть проблемы с речью разной сложности; наблюдается слабая познавательная деятельность; плохо развита мелкая и общая моторика и т.д
Виды игр и упражнений:
Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения.
Двигательные упражнения и растяжки.
Упражнения на развитие познавательных навыков.
Артикуляционные упражнения.
Картотека данных игр есть в логопедическом кабинете.
Воспитание ребёнка начинается с самого рождения. С этого же момента и даже раньше его должна окружать и родительская любовь. Но родители зачастую даже не представляют какая в ней заключена огромная, могучая и действенная сила, особенно в первые семь лет жизни ребёнка.
Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и детского сада. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Огромное значение в работе логопеда с родителями имеет заранее продуманные и чётко организованные системы взаимодействия.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.
Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед и родители станут действовать согласованно:
Для чего и зачем необходим логопедический пункт в детском саду?
Ещё ребёнок не появился на свет, а его речь уже постепенно начинает развиваться. При рождении этот процесс резко ускоряется. Задолго до появления первого слова происходит становление всей речевой системы. И главная роль в развитии речи, в первую очередь, принадлежит родителям. Очень важно вовремя заметить отставание и нарушения в развитии речи.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словарного запаса ребёнка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка в целом.
Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Речь - это путь к общению, новым впечатлениям и жизненному опыту, путь к расширению представлений об окружающем его мире.
Итак, возвращаюсь к вопросу, поставленному в начале: для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?
Для чего? Обследовать воспитанников дошкольного образовательного учреждения для выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи.
Зачем? Организовать своевременную логопедическую помощь для предупреждения и преодоления специфических ошибок в устной и письменной речи. Ведь известно, чем раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее.
Занятия проводит: детский специалист, учитель-логопед
Логопед ведет работу по следующим направлениям:
- общее коррекционное развитие;
- развитие подвижности артикуляционного аппарата;
- постановка звуков;
- дыхательная гимнастика;
- развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
- работа над связной речью;
- устранение аграмматизмов в речи;
- своевременное предупреждение различных нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;
- развитие слухового внимания детей.
Основная форма организации работы с детьми - индивидуальные и подгрупповые занятия.
Продолжительность занятия 15-20 мин. (время предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами») Периодичность индивидуальных занятий зависит от характера нарушений речевого развития. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет, как правило, 6 месяцев-с детьми, имеющими фонетические и фонематические нарушения речи, и 12 месяцев- с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи.
Для организации деятельности логопедического пункта имеется оснащенный кабинет, в котором имеются соответствующая возрасту детей мебель, настенные и индивидуальные зеркала, логопедические зонды и шпатели, настольные игры, игрушки, конструкторы, учебно-методические пособия.
Логопед проводит обследования:
Тестирование на соответствие речевого развития физиологическому возрасту ребенка.
Тестирование на готовность ребенка к школе.
Контрольные тесты на определение развития мелкой моторики.
Диагностические игровые тесты.
Проверка речевого слуха (консультация при необходимости).